Гла

Появление той или иной образовательной программы или типа программ, проектно-педагогической идеи или образовательного ресурса вызывается, как правило, целым рядом причин и условий, сошедшихся вместе. В БОУ ДО г. Омска "ЦРТДиЮ "Амурский" всегда занимались дети разных возрастов: дошкольники, учащиеся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Принципы составления дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее - ДООП) для дошкольников, младших школьников и подростков традиционны и понятны, но в отношении ДООП для старшеклассников часто возникают вопросы об эффективных формах организации и сопровождения их образовательного процесса. Осознание того, что учащимся, продолжительно занимающимся в определенном творческом направлении и демонстрирующим повышенные образовательных возможности, необходимы отличные условия для развития, привело к идеи проектно-событийного характера организации образовательного процесса.
Характеристика учащихся старшего школьного возраста в дополнительном образование:
- наличие значительной предварительной подготовки к определенному виду деятельности. Старшеклассники занимаются в коллективе той или иной направленности по 5-6, а то и по 10- 11 лет, начиная с дошкольного возраста. Поэтому педагог при составлении календарного учебного графика в своей ДООП уменьшает объем часов на учебный компонент и распределяет его между часами работы над репертуаром, концертными и конкурсными выступлениями, формами получения реального социального опыта деятельности, включая профориентационный компонент. 
- нестабильные составы учебных групп, в силу появления в этом возрасте новых, значимых приоритетов. Это сдача ОГЭ и ЕГЭ, подготовка к поступлению в вузы, поступление в средне-специальные учебные заведения. Наблюдается конфликт интересов: с одной стороны, эти учащиеся мощно мотивированы на продолжение занятий, с другой – значительных ресурсов, сил и времени от них требуют другие личностные и социальные задачи, возникающие в современных обществах у молодых людей. 
- увеличение способности к самостоятельной работе, и в плане личностных психических новообразований, и в аспекте возможностей в конкретной деятельности.
Данная характеристика и особенности учащихся повышенных образовательных возможностей обусловили специфику организации и сопровождения ДООП для старшеклассников: 
- ориентация на проектно-событийные методы обучения и формы организации образовательного процесса (при уменьшении доли сугубо учебной деятельности);
- усиление доли самостоятельной работы учащихся, в том числе усиление дистанционного компонента;
циклический принцип при планировании сроков реализации программы, что означает, что в ДООП указывается срок освоения в 1 год, но реально они могут реализовываться несколько лет с одними и теми же учащимися. Это возможно в силу преобладания проектных форм организации образовательного процесса (причем работу над репертуаром также можно рассматривать как вариант проекта). Проектный «Цикл» планируется как правило на 1 год (он подразумевает подготовку новых спектаклей, концертных программ, а также собственно проектов: социальных, просветительских, творческих, персональных), но в последующие годы он повторется уже с новым проектным содержанием;
- такому содержанию наиболее соответствует модульный принцип построения программы.
Создание единого интернет-ресурса для сопровождения ДООП углубленного (продвинутого) уровня возможно благодаря тому, что все программы имеют схожую модульную структуру, сохраняя при этом специфику предметного содержания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий