Главная

Появление той или иной образовательной программы или типа программ, проектно-педагогической идеи, или образовательного ресурса вызывается, как правило, целым рядом причин и условий, сошедшихся вместе. В БОУ ДО «ЦРТД и Ю «Амурский» всегда занимались дети разных возрастов, и дошколники, и учащиеся начальной школы, и старшеклассники. И если принципы составления программ для дошкольников, школьников и подростков были более менее понятны, то в отношении программ для старшеклассников всегда возникали вопросы. Было ощущение, что образовательные программы для этой категории учащихся должны отличаться. И поиск принципов и форм организации образовательного процесса постоянно приводил к идее проектно-событийного их характера.
Особенности этого контингента учащихся можно кратко обозначить в 3 направлениях:
  • наличие значительной предварительной подготовки к определенному виду деятельности. Эти учащиеся занимаются в коллективе той или иной направленности по 5, 6, а то и по 10, 11 лет, зачастую, начиная с дошкольного возраста. Поэтому учебного компонента, в его «школьном» варианте, в их образовательном процессе становится заметно меньше. Напротив, увеличивается объем часов работы над репертуаром, концертных и конкурсных выступлений, форм получения реального социального опыта деятельности (включая профориентационный компонент).
  • нестабильные составы учебных групп, в силу появления в этом возрасте новых, значимых приоритетов. Это сдача ОГЭ и ЕГЭ, подготовка к поступлению в вузы, поступление в средне-специальные учебные заведения. Наблюдался конфликт интересов: с одной стороны, эти учащиеся мощно мотивированы на продолжение занятий, с другой – значительных ресурсов, сил и времени от них требуют другие личностные и социальные задачи, возникающие в современных обществах у молодых людей.
  • увеличение способности к самостоятельной работе, и в плане личностных психических новообразований, и в аспекте возможностей в конкретной деятельности.

Все это обусловило особенности образовательных программ для учащихся старшего школьного возраста:
  • ориентация на проектно-событийные методы обучения и формы организации образовательного процесса (при уменьшении доли сугубо учебной деятельности)
  • усиление доли самостоятельной работы учащихся, в том числе усиление дистанционного компонента.
  • циклический принцип при планировании сроков реализации программы, что означает, что в программе указывается срок освоения в 1 год, но реально они могут реализовываться несколько лет с одними и теми же учащимися. Это возможно в силу преобладания проектных форм организации образовательного процесса (причем работу над репертуаром также можно рассматривать как вариант проекта). Проектный «Цикл» планируется как правило на 1 год (он подразумевает подготовку новых спектаклей, концертных программ, а также собственно проектов – социальных, просветительских, творческих, персональных), но в последующие годы он повторется уже с новым проектным содержанием.
  • такому содержанию наиболее соответсвует модульный принцип построения программы.

На новый уровень работа по составлению программ для учащихся старшего школьного возраста вышла после участия в конкурсе образовательных программ для одаренных (талантливых) детей. Анализ специфики работы с одаренными детьми (в частности согласно Рабочей концепции одаренности) показал, что именно те формы и методы, которые мы закладывали в программы для старшеклассников, они же оказываются предпочтительными в работе с одаренными. При этом мы должны отдавать себе отчет, что как сами эти учащиеся себя одаренными чаще всего не считают, так и педагоги, с ними работающие, придерживаются того же мнения. Однако, руководствуясь критериями, разработанными департаментом образования администрации города Омска при подаче данных в «Банк одаренных детей», мы можем их таковыми считать: эти учащиеся действительно имеют результативное участие в конкурсах разного, в том числе всероссийского и международного уровня. Также есть достаточно оснований относить эти программы к «углубленному (продвинутому)» уровню программ.
Создание единого интернет-ресурса для сопровождения программ данного типа возможно благодаря тому, что все программы имеют схожую модульную структуру, сохраняя при этом специфику предметного содержания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий